Logo

Некоторые наблюдения о рынке мастер-систем в России

Европейские производители замков и цилиндров нацелены во многом на производство не индивидуальных изделий, а мастер-систем. В особенности это касается производителей из германоязычных стран (Германии, Австрии, Нидерландов, Швеции…) Понятно, что рынок мастер-систем внимательно изучается маркетологами компаний-производителей. В частности, EVVA выделяет десяток основных сегментов рынка. Это образовательные учреждения, жилые помещения, гостиницы, инфраструктурные и промышленные объекты и так далее. Для каждого из сегментов разрабатываются свои решения, методики продвижения и поиска покупателей…

Понятно, что мы тоже пытаемся изучать возможные рынки. Ниже будут представлены некоторые частные наблюдения, не претендующие на серьезный научный подход и широкий охват, но, надеемся, достаточно интересные.
Поскольку одна из особенностей российской жизни — гипертрофированная роль государства, в том числе в областях, являющихся традиционными и крупными потребителями мастер-систем на европейских рынках, мы провели небольшое исследование портала государственных закупок.

Первый поиск производился по ключевой фразе «мастер система ключ», включая все формы слов. Никаких дополнительных ограничений на результаты поиска не накладывалось. Поиск выдал около 150 результатов. Из них к нашей предметной области относилось примерно 5. Это известная в профессиональном сообществе мастер-система для Кремлевского дворца съездов, заявка на разработку системы контроля доступа для Московского зоопарка, две мастер-системы для пансионата «Белое солнце» ФТС России и одна система на висячих замках.

Возможно, что организации, от которых мы ожидаем заявок на мастер-системы, прячут информацию о них в технических заданиях на закупку замков? Мы провели поиск по ключевому слову «замок». Результатов гораздо больше (более 3,5 тысяч). Понятно, что просмотреть все технические задания невозможно, поэтому мы ограничились несколькими десятками.
Вот, например, корпорация космических систем специального назначения «Комета» хочет купить пару сотен цилиндров… но не в мастер-системе.

Или Государственное казенное учреждение социального обслуживания краснодарского края «Новороссийский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» желает купить пять замков с ручками и цилиндрами — но мастер-система их тоже не интересует (зато, заметим в скобках, их очень интересует цвет — важно, чтобы была именно «бронза»), и пять замков они готовы купить за 15 тысяч рублей.

Филиал АО «Тюменьэнерго» — «Тюменские распределительные сети» — готов заплатить 6 с лишним миллионов рублей за навесные замки. Им нужно аж 35 577 штук, и они довольно неплохо понимают, чего именно они хотят (например, они хотят замки АЛЛЮР с 5 или 6 ключами, с цилиндровым или дисковым механизмом секретности) — но, опять-таки, в техническом задании нет ни слова о какой бы то ни было мастеризации. Так и будут тюменские монтеры искать нужный ключ в шестидесяти тысячах прочих ключей.

Примерно так же выглядят и остальные заявки — от больниц и школ, музеев и промышленных предприятий, на единицы и тысячи замков и цилиндров. Технические задания могут быть разной степени проработанности — от очень подробного описания внутреннего устройства замка, часто с указанием марки и модели, до простого «цилиндровый механизм» без каких-либо намеков на цвет, размер и другие важные характеристики; но во всех этих описаниях нет ни малейшего намека на то, что заказчик желает получить мастер-систему.

Возможно, что по мере роста популярности мастер-систем в частном секторе информация о них дойдет и до государственных организаций; но на сегодняшний день мы можем предположить, что частный сектор является гораздо более продвинутым, чем государственный, а потенциальный рынок мастер-систем искусственно ограничен малой информированностью государственных структур о технических возможностях современного мира.